Данная статья посвящена вопросу безопасности водных туристов, отправляющихся в поход в составе организованной группы на морских каяках. Полезна она будет всем новичкам и любителям, так как некоторые моменты так или иначе пересекаются с другими видами туризма, пешеходным, горным и т.д. Как понять, что руководитель имеет достаточный опыт чтобы обеспечить безопасное прохождение маршрута? Опытному туристу несложно разобраться в компетенции руководителя, новички же зачастую просто не понимают на что обращать внимание. И даже если задают руководителю неудобные вопросы, то получив ответ не могут оценить его достоверность. Сегодня я расскажу о некоторых критичных моментах, на которые нужно обращать внимание и как проверить что вас не вводят в заблуждение.
Опыт руководителя
Самый главный критерий оценки — это, конечно, опыт походов руководителя. Чтобы получить квалификацию инструктора-проводника, необходимо пройти соответствующее обучение, в том числе курс оказания первой помощи в аккредитованных организациях (например, Красный Крест, МЧС). В случае с морским каякингом я рекомендую, чтобы руководители (коммерческих и некоммерческих) походов имели те же навыки и знания. Даже если это дружеский поход хорошо знакомых друг с другом каякеров, они должны выбрать руководителя из числа самых опытных участников, который будет принимать решения касательно безопасности группы. Градация повышения сложности маршрутов следующая: спокойные реки, озёра, моря. Сложно классифицировать все возможные маршруты, но можно выделить некоторые факторы. Эта тема достойна отдельной статьи, и об этом поговорим позже. А пока вы должны задать вопрос руководителю о том, какие маршруты он уже прошёл, сколько дней и сколько километров составил маршрут. Будет круто, если он пришлёт ссылки на отчёты или посты. Адекватный руководитель не воспримет этот вопрос негативно. Наоборот, если вы беспокоитесь за свою жизнь, значит, скорее всего, и на маршруте вы будете ответственно подходить к вопросам безопасности, а такие участники — на вес золота.
Когда я в качестве руководителя общаюсь с потенциальными участниками моих походов, я прошу описать их три самых сложных похода, в которые им доводилось ходить. Так я понимаю примерный уровень участника и могу оценить, справится ли он с маршрутом, на который мы пойдём. Вы можете пойти по тому же пути и задать этот вопрос руководителю. Я рекомендую, чтобы суммарное количество дней и пройденных километров хотя бы трёхкратно превышало количество дней и километров на предстоящем маршруте в случае с рекой, пятикратно — в случае с озером и семикратно — в случае с морем. Если оценить пройденные маршруты для вас сложно, можно обратиться к кому-то из более опытных знакомых.
Руководители походов по озёрам и морям должны иметь навыки спасработ и уметь выполнять эскимосский переворот (вы можете попросить прислать видео где он его выполняет). Уточните, имеется ли у руководителя необходимая квалификация инструктора по данному виду туризма, а также проходил ли он курс оказания первой помощи. Попросите предоставить диплом и сертификат. Наличие этих документов уже говорит о серьезном подходе руководителя к своему делу. Особенно важно прохождение курсов первой помощи. Если прошлые походы руководителя не соответствуют уровню намеченного похода, или их было недостаточное количество, или руководитель не проходил курсы первой помощи, это критичный критерий для безопасности группы.
Когда я в качестве руководителя общаюсь с потенциальными участниками моих походов, я прошу описать их три самых сложных похода, в которые им доводилось ходить. Так я понимаю примерный уровень участника и могу оценить, справится ли он с маршрутом, на который мы пойдём. Вы можете пойти по тому же пути и задать этот вопрос руководителю. Я рекомендую, чтобы суммарное количество дней и пройденных километров хотя бы трёхкратно превышало количество дней и километров на предстоящем маршруте в случае с рекой, пятикратно — в случае с озером и семикратно — в случае с морем. Если оценить пройденные маршруты для вас сложно, можно обратиться к кому-то из более опытных знакомых.
Руководители походов по озёрам и морям должны иметь навыки спасработ и уметь выполнять эскимосский переворот (вы можете попросить прислать видео где он его выполняет). Уточните, имеется ли у руководителя необходимая квалификация инструктора по данному виду туризма, а также проходил ли он курс оказания первой помощи. Попросите предоставить диплом и сертификат. Наличие этих документов уже говорит о серьезном подходе руководителя к своему делу. Особенно важно прохождение курсов первой помощи. Если прошлые походы руководителя не соответствуют уровню намеченного похода, или их было недостаточное количество, или руководитель не проходил курсы первой помощи, это критичный критерий для безопасности группы.
Регистрация группы в МЧС
Руководитель обязан зарегистрировать группу в МЧС. Уточните этот момент. Если он отказывается регистрировать группу по какой-либо причине, это критичный критерий.
Знакомство с маршрутом
Узнайте о маршруте, попросите прислать трек или подробное текстовое описание, чтобы у вас была полная картина: куда вы идёте, где будут старт и финиш. Эту информацию вам обязаны предоставить до утверждения вашего участия в походе. Более того, я рекомендую всем участникам загрузить маршрут или регион, где будет проходить поход, в офлайн-карты на ваш телефон или навигатор. В случае если вы случайно заблудитесь в лесу, отойдя погулять от стоянки, или отобьётесь от группы по любой другой причине, у вас должна быть карта и возможность ориентироваться на местности. Если по какой-либо причине вам отказывают в ознакомлении с маршрутом, это критичный критерий.
Обеспечение группы средствами спасения
Уточните, какие средства спасения будут в группе, какое количество, какие получите лично вы, а какие будут использоваться на всю группу. Общие средства, которые используют все туристы, это аптечка, спасодеяла, химические грелки. Они должны быть всегда наравне со спасжилетом. Средства, которые используют морские каякеры, это помпы для откачки воды, карабины, подушки на весло, "морковки". На небольших реках шириной до 50 метров со спокойным течением допустимо не использовать средства спасения при наличии у руководителя навыков спасработ, так как поход будет проходить вблизи берега. На озёрах и морях они должны быть всегда. Обязательно изучите принцип работы помпы и подушки перед походом, чтобы знать, как их использовать в случае необходимости. Повторюсь, отсутствие общих средств и средств для проведения спасработ на крупных реках, озере или в море — это критичный критерий. В случае ЧП у вас не будет необходимого снаряжения для самоспасения или спасения других участников.
Связь
Заранее уточните, будет ли на маршруте мобильная связь. Будут ли рации для взаимодействия экипажей. Их наличие существенно облегчает коммуникацию, а в некоторых случаях в принципе делает её возможной, повышает безопасность группы. Использование раций на крупных озёрах и морях обязательно. Если вы отправляетесь в отдалённые районы, где нет мобильной связи и возможности оперативно вызвать помощь, уточните, будет ли у группы спутниковый телефон. К сожалению, пока наличие такого девайса не стало обычным делом среди туристических групп, но многие ответственные руководители уже используют их повсеместно. Отсутствие спутникового телефона там, где мобильная связь пропадает на день-два, нельзя назвать критическим критерием, а вот его наличие говорит о том, что руководитель группы старается обеспечить максимальную безопасность своих людей. Отсутствие спутниковой связи на маршруте, где мобильная связь пропадает на значительное время (более двух дней), уже критично, так как отслеживать прогноз погоды становится затруднительно. К тому же, в случае серьёзной травмы или, например, развития острого аппендицита у одного из участников, экстренная эвакуация будет невозможна.
Погода
Один из важнейших факторов в туризме — это прогноз погоды. За прогнозами необходимо следить даже при походе по небольшим рекам, не говоря уже об озёрах и морях. Резкое понижение температуры может обернуться переохлаждением. Затяжные дожди могут превращать некоторые спокойные реки в бурный поток. Усиление ветра во время перехода вдали от берега может привести к ЧП. Руководитель должен следить за прогнозами и корректировать планы группы в соответствии с имеющимися данными. Если вы оказались в походе, где руководитель не отслеживает прогноз, это красный флаг — стоит насторожиться и соблюдать особую бдительность.
Средства сплава
Поинтересуйтесь, на каких судах вы выйдете на маршрут. Изучите характеристики моделей в интернете. Если производитель указывает, что данное плавсредство предназначено для использования на реках и озёрах, а поход будет проходить по морю, это критичный критерий, и от участия в такой авантюре лучше отказаться.
Передвижение на маршруте
В целях обеспечения безопасности участников руководитель или инструктор с навыками спасработ должен быть замыкающим или двигаться рядом с замыкающим, исполняя роль страхующего, чтобы визуально контролировать всех участников группы и, в случае необходимости, оперативно прийти на помощь. Группа при этом не должна сильно растягиваться. Это правило необходимо соблюдать всегда. Лишь иногда страхующий может позволить себе ненадолго выйти вперёд, если это необходимо, чтобы совершить какое-либо действие, визуально оценить обстановку и т.п., при этом время от времени оборачиваясь и контролируя позади идущих. В остальное время он должен замыкать группу. Исключение составляют только узкие реки с завалами деревьев или порогами, когда страховать участников необходимо сразу за препятствием. Если руководитель в вашем походе идёт всё время впереди группы или, что ещё хуже, отрывается от группы и уходит далеко вперёд, а замыкающего инструктора нет, это красный флаг, стоит задуматься над безопасностью.
Руководитель тоже человек
Помните, что руководитель такой же человек, хоть и с опытом в той или иной области, а все люди могут ошибаться. Каким бы профессионалом он ни был или ни казался вам, вы не должны отключать голову. Помните о своей безопасности и безопасности других участников группы. Если группа или руководитель сомневаются в безопасности выхода на воду, лучше отказаться от выхода, даже если это нарушит планы группы, и вы опоздаете на самолёт или не вернётесь из отпуска вовремя. Задержка в пару дней лучше гибели. Этот пункт не является побуждением к критике действий или оппозиции по отношению к руководителю. Вряд ли кому-то понравится, если его решения будут постоянно подвергать сомнению, особенно если вы будете делать это в присутствии других участников, но никто не запретит вам задавать вопросы, попросить обосновать решение, самостоятельно следить за прогнозами погоды. Это и есть разумное критическое мышление, когда вы как менее опытный участник пытаетесь понять точку зрения более опытного руководителя.
Описанные выше критические критерии – веский повод отказаться от участия в походе. Красные флаги помогут вам заметить халатное отношение к безопасности.
В следующей статье я расскажу о том, как готовиться и максимально безопасно проводить походы по рекам, озёрам и морям. Какое снаряжение необходимо иметь и как с ним работать. Поговорим о тактике прохождения маршрута, как нужно вести себя в сложных ситуациях и выходить из возникающих инцидентов победителем, не доводя до ЧП. Эта информация будет полезна как каякерам-любителям, отправляющимся в совместные походы, так и инструкторам, занимающимся организацией походов.
Автор Семён Воробьёв
Описанные выше критические критерии – веский повод отказаться от участия в походе. Красные флаги помогут вам заметить халатное отношение к безопасности.
В следующей статье я расскажу о том, как готовиться и максимально безопасно проводить походы по рекам, озёрам и морям. Какое снаряжение необходимо иметь и как с ним работать. Поговорим о тактике прохождения маршрута, как нужно вести себя в сложных ситуациях и выходить из возникающих инцидентов победителем, не доводя до ЧП. Эта информация будет полезна как каякерам-любителям, отправляющимся в совместные походы, так и инструкторам, занимающимся организацией походов.
Автор Семён Воробьёв